В школу надо молодых!!!

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я сейчас студентка третьего курса, будущий педагог.В этом году я проходила ознакомительную практику в сельской школе Сланцевского района Ленинградской области. Я, конечно, и раньше слышала о тех серьёзных проблемах, которые существуют в сфере среднего образования, но когда оказываешься по ту сторону парты, смотришь на всё другими глазами. В школе около 120 учеников, из них около 20 "хорошисты" и всего одна отличница (ср.: 2006 г. - 2 "серебряных" медалиста). За прошедшие 2 года никто из выпускников не поступил в ВУЗы (и не пытался поступать). Ребята в большинстве своём абсолютно не хотят учиться, им ничего не интересно, а ведь они далеко не глупые и не бездарные. В школе есть различные кружки и факультативы, которые никто не посещает или посещают единицы и нерегулярно. При этом у школы недавно сменилась администрация (4 года назад), это инициативные, энергичные люди, и я, будучи выпускницей этой школы, вижу, что многое меняется в положительную сторону. Материально-техническая база с каждым годом улучшается, расписание стало разнообразнее, питание улучшилось. У меня возникли вопросы: почему ребята в этих условиях не хотят учиться и почему за каких-то два года так серьёзно изменилось отношение детей к учёбе? Проблему я вижу прежде всего в нехватке молодых специалистов. В нашей школе 10 педагогов, из них 7 - пенсионеры по старости, в возрасте до 30 лет преподавателей нет. Многие из них не способны эффективно работать в меняющихся условиях, устают, хотят уволиться. На мой взгляд, преподаватели не успевают за всеми нововведениями в сфере образования и общественной жизни, не знают, как на них реагировать, не видят перспектив их развития. Отсутствие оптимизма серьёзно сказывается на учебном процессе, администрации приходится действовать практически в одиночку.
Сланцеский район - один из самых отсталых по уровню жизни населения в Ленинградской области. Две ведущие отрасли специализации - сланцедобывающая и перерабатывающая промышленность и сельское хозяйство - не могут изменить ситуацию. Сланец как низкокалорийный вид топлива не способен конкурировать на рынке с природным газом, а натуральные сельскохозяйственные продукты с городскими. Сказывается и удалённость от Санкт-Петербурга (200 км.). Однако если Сланцы хоть как-то развиваются за счёт мелкого предпринимательства,то село не развивается, многие попросту спиваются от безделья и безысходности. Много неблагополучных, неполных семей, семей "социального риска". Роль школы в этих условиях возрастает, зачастую это практически единственный источник воспитания ребёнка. Но, на мой взгляд, выпускники моей школы в сложившейся ситуации абсолютно не приспособлены жить в современных условиях, многие не имеют представления о преимуществах высшего образования в современных условиях и образования вообще. Потому что те возможности, которые они видят перед собой, так или иначе особого образования не требуют. А когда в будущем сельскохозяйственное производство будет постепенно механизировано, автоматизировано и развито по отраслям, окажется, что на нём просто некому работать. Следовательно, нужно заранее готовить специалистов в эту сферу. Одновременно налаживать сельскоозяйстенное производсто, чтобы выпускники ВУЗа видели, что они действительно нужны как квалифицированные специалисты. Например, было бы разумно открыть в Сланцах филиал аграрного университета, тем более что высшее образование там получить практически негде: филиал горного института им. Плеханова непопулярен, образование там платное и заочное. Аграрный университет есть и в Санкт-Петербурге, но там есть и выбор университетов. Кроме того, позволить себе учиться далеко от дома даже бесплатно могут немногие. Но сначала нужно сделать так, чтобы сельские школы могли выпускать ребят, способных получить высшее образование. При этом 1- 2 молодых педагога на школу проблемы не решат, это должна быть команда, пусть и небольшая, со своими различными планами, идеями, методиками, более приближенными к современной реальности, чем то, что мы имеем в сельской школе на данный момент, способная заинтересовать учащихся и взять инициативу в свои руки. Нельзя забывать, что на селе обычная общеобразовательная школа - как правило, единственная возможность для детей как-то реализоваться, в Сланцах ситуация всё же лучше. А для того, чтобы молодёжь приходила в сельские школы, должна быть развита инфраструктура села и промышленность района.
Теперь я перейду ко второй части своего вопроса. Не секрет, что в сельской местности все реформы проходят медленннее и дольше, чем в городах. В последнее время в силу действия различных социальных программ разница между городом и селом стала слишком очевидной. Конечно, есть положительные сдвиги и тенденции, но сельчане мало обращают на это внимание. Поэтому все, кто только может, все позитивные и перспективные, с тех пор, как у них появилась возможность в деревне заработать немножко больше, чем раньше, стараются на эти деньги уехать из села в Санкт-Петербург. Отток людей в город за последние 2 - 3 года намного увеличился. Никто не хочет ждать "у моря погоды". Это касается не только молодёжи, но её в первую очередь. А подрастающему поколению, моим будущим ученикам, по-видимому, даже некого взять себе в достойный пример. Хочется, чтобы всё изменилось к лучшему до того, как из села уедут те, от кого зависит его будущее.
Когда я поступала в университет, с нас требовали трёхсторонний договор (администрация района - университет - студент), по которому 3 года нужно отработать в своём районе. Понятно, что этот метод неэффективный, и выпускники ВУЗа сделают всё, чтобы туда не вернуться. Мне всё равно, в какой школе работать, лучше бы в сельской - она гораздо более нуждается в молодых специалистах, чем городская, обидно за деревенских ребят. Есть различные методические и педагогические планы и идеи. Но мне нужна уверенность в том, что не придётся работать в одиночку, мне нужны помощники и единомышленнки, ведь, согласно пословице, "один в поле не воин". А ещё мне нужна увереность в будущем своих собственных детей, в различных возможностях его реализации.
Огромное спасибо за возможность высказаться и вообще за существование такого сайта.
P. S. А ещё у нас катастрофически вырубаются леса - за грибами стало совсем некуда ходить...

 

Комментарии

Что бы поступать - нужна

Что бы поступать - нужна цель. разумеется ребятам не ясно, к чему вышка для вождения трактора. С малог овозраста надо показывать ребятам, что жизнь есть далеко за пределами их родного края. Возьмите хотя бы тройку отличников из средних классов, покажите Мир через интернет, покажите фильмы, работу коорую можно получить с образованием и пр.

Разумеется, это нужно делать,

Разумеется, это нужно делать, а как иначе? Дело ведь ещё и в том, что многое идёт из семьи, и без совместной работы педагогов и родителей тут не обойтись. А 90% родителей вообще не считает нужным посещать классные и общешкольные собрания и выходит, что вся ответственность по воспитанию детей ложится на плечи преподавателей.

Я не считаю, что учителя

Я не считаю, что учителя должны быть обязательно молодымии. Чтобы воспитывать нормальных людей, граждан страны должны быть следующие составляющие:любовь и уважение к детям, знания предемета. А возраст здесь не самое главное. И вы тоже когда-нибудь будете пенсионером. Вот тогда и поговорим.

В данном сучае дело за Вами:

В данном сучае дело за Вами: быть просто учителем дающим знания по системе хочешь бери, или понять - уповать на родителей с железебетонными устоями, морялями не стоит, а следует взять и сать учителем/матерью/воспитателем в одном лице