Открытое письмо Д.А.Медведеву от Quickpay

Открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву:
малый бизнес по приему платежей через терминалы может погибнуть в случае принятия законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Стратегия 2020 достойна уважения, в ее основе лежит хорошая идея. Программа многое обещает, в целом привлекательна, открыт лишь вопрос ее реалистичности. Задуматься над этим заставляет опыт, который говорит, что в России хорошие идеи зачастую рушатся из-за несовершенства законов. Иногда, стремясь залатать старые дыры, законодатели провоцируют возникновение новых дыр.
Такая опасная ситуация может возникнуть в случае окончательного принятия законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», разработанного в целях создания прозрачности в работе платежных систем и владельцев терминалов. Документ одобрен Госдумой в первом чтении 1 октября, в настоящее время мы ожидаем второго чтения и надеемся на принципиальные поправки. Пока же законопроект, имея понятную и правильную цель, весьма жесток в выборе средств реализации - он потенциально лишает малых предпринимателей будущего в этом сегменте рынка. И это происходит на фоне сегодняшних инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса.
Мы, платежная система Quickpay, являясь одним из крупных российских операторов по приему платежей через терминалы, анализируем процессы, происходящие в нашем секторе и российской экономике в целом, следим за ходом обсуждения законопроектов. Вкупе с правительством мы заинтересованы в прозрачности работы всех, кто имеет дело с финансами, в том числе малых и средних предпринимателей. Однако, по нашему глубокому убеждению, данный законопроект не соблюдает баланса между открытостью и самой возможностью работать.
Опасности для малого бизнеса
Первый краеугольный камень законопроекта – предполагаемое оснащение терминалов контрольно-кассовой техникой, так называемыми фискальными регистраторами (п. 10 ст.4, ст.6). В чем опасности для малого бизнеса?
Значительно возрастают затраты. Цена наиболее подходящего для приема платежей фискального регистратора достигает половины стоимости терминала. Для подавляющей части малых предпринимателей это слишком дорого, требует крупных единовременных вложений. С учетом кризиса ликвидности и дороговизны финансовых ресурсов, когда сильно затрудняется возможность получения займа или покупки оборудования в лизинг, этот фактор может привести к уходу с рынка мелких игроков. Особенно крах грозит сельским предпринимателям.
Кроме того, фискальный регистратор требует снятия отчета каждый день. Это влечет за собой затраты на расходные материалы, работу персонала, транспорт и т.д. Все это снижает рентабельность, и в итоге также ведет к вытеснению малого бизнеса с рынка. К тому же, ежедневное вмешательство человека противоречит сути самого вендингового бизнеса, поскольку основной принцип вендинга – работа аппаратов без участия людей.
Также на данный момент ни у предпринимателей, ни у производителей фискальных регистраторов нет технической готовности к работе. К примеру, как предпринимателю организовать процесс снятия отчетов сразу со всех своих терминалов (10, 20, 30 аппаратов и т.д.)? Учитывая, что сделать это нужно в конце суток, иначе завтра аппараты просто не будут работать. Технически эту проблему можно было бы решить (разработать технологию автоматического снятия отчетов), но пока для этого нет законодательной базы – обсуждаемый законопроект не предлагает такой возможности.
Наконец, соответствующая законодательная база необходима для того, чтобы заполнить все вышеописанные пробелы.
Наше предложение - организовать контроль самих платежных систем. Необходимо разработать механизм лицензирования или сертификации платежных систем, для того, чтобы все данные поступали в налоговые органы. Платежные системы контролировать легче и дешевле, поскольку их - десятки, а владельцев терминалов - десятки тысяч.
Мы живем в мире высоких технологий и не собираемся возвращаться обратно в 20 век. Платежная система – это бизнес нашего и будущего времен, он высокотехнологичен, и это нужно использовать. С помощью платежной системы, которая, по сути, является аналогом банковской компьютерной системы (в банкоматах, заметим, нет фискальников) реально перейти от старых способов передачи данных - к новым (он-лайн).
Еще опасности для малого бизнеса
Второй, не менее острый угол законопроекта – положения о финансовых гарантиях и страховании ответственности… (п.п. 13,14). Что здесь неприемлемо для малого бизнеса?
В законопроекте написано, что обязательства должны быть обеспечены финансово банковской гарантией либо договором страхования в размере 5 млн. рублей. Есть опасения, что банки или страховые организации просто откажутся заключать договор с дилерами, у которых оборот, к примеру, не более 100 тысяч рублей (таких много). Ведь банк и страховая компания дают свою гарантию (страховку) за определенное вознаграждение, и в данном случае это будет какой-то процент от 5 млн. рублей. Для 90% малых предпринимателей нашего сегмента рынка это будет убыточно либо просто невозможно (есть агенты, которые владеют всего одним терминалом, какой банк отнесется к ним всерьез?). Малый бизнес рискует попросту уйти из отрасли.
Но, по большому счету, нет смысла строить подобные прогнозы, поскольку на самом-то деле нет необходимости вводить финансовые гарантии в предлагаемом виде. Можно последовать примеру нашей работы (платежной системы Quickpay), где гарантии и так существуют и реально действуют. Во-первых, ответственность перед поставщиками услуг несем исключительно мы, в том числе за действия агентов. Во-вторых, у нас все 100% агентов работают по предоплатной схеме - дилер сначала перечисляет средства в платежную систему, затем платежная система перечисляет их поставщику услуг, наконец, эти деньги перераспределяются по счетам абонентов по мере внесения платежей. Более того, в соответствии с законопроектом мы как платежная система должны будем иметь денежный резерв в размере 15 млн. руб., с чем абсолютно согласны.
Наше предложение - исключить из законопроекта положения о финансовых гарантиях со стороны агентов, сохранив их только за платежными системами. Кроме того, ввести требования к работе платежных систем, чтобы те не допускали дилеров к работе без денег (блокировали их), либо отвечали за них (дилеров) своими деньгами.
Так кого поддерживаем?
К сожалению, данный законопроект не ориентирован на поддержку малого бизнеса. Вышеуказанные положения, в случае их окончательного принятия, приведут к монополизации рынка, уходу с него мелких предпринимателей и небольших платежных систем. Весь бизнес по приему моментальных платежей будет принадлежать крупным корпорациям и банкам.
Заметим, что в некоторых СМИ встречаются такие формулировки как «участники рынка электронной торговли… поддерживают решение Госдумы». Да, на рынке есть участники, которые не прочь монополизировать рынок, вытеснив конкурентов и получив возможность диктовать правила игры. Но залог развития бизнеса – это конкуренция. Потому, чтобы принять объективное решение, необходимо выслушать мнения других игроков.
На малый и средний бизнес сегодня возлагают большие надежды, вплоть до того, чтобы с его помощью к 2020 году вывести в средний класс до 70% населения России. Это станет возможным лишь в том случае, если малый бизнес будет конкурентоспособен.
Пока же нас очень тревожит судьба более 10 000 малых предприятий, занятых на рынке по приему моментальных платежей через платежные терминалы. Перед угрозой банкротства может оказаться половина из них в случае окончательного принятия Госдумой законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Престиж и перспективы России
Бизнес по приему платежей через терминалы имеет позиционирующее значение для нашей страны. В своем время он придуман и разработан именно в России. Сегодня этот бизнес входит в число немногих видов бизнеса инновационной сферы. Пока доля инновационных предприятий в секторе малого бизнеса равна 1%, и Вы не раз говорили, что этот процент нужно поднимать для стимуляции перехода всей экономики на инновационную модель развития.
Данный бизнес важен для престижа России также и потому, что он успешно (повторимся, один из немногих) экспортируется в другие страны. К нам постоянно обращаются зарубежные предприниматели с просьбой помочь в организации подобного бизнеса у них.
Господин Президент, Вы проявляете готовность к новому формату взаимодействия с бизнесом. Мы рассматриваем это как возможность сотрудничества с Вами в целях недопущения стратегических просчетов. Надеемся, что наши предложения будут учтены, поскольку нецелесообразно выпускать из общей системы развития малого и среднего предпринимательства такое звено как владельцы терминалов по приему платежей или платежные агенты. Стратегия 2020 осуществима только при условии системного развития всех видов малого предпринимательства и будет справедливым учитывать интересы всех, кто являет собой любую полезную составляющую экономики России.
С уважением,
российская платежная система Quickpay.

 

Комментарии

Желаю, чтобы Вы , Ваши

Желаю, чтобы Вы , Ваши доводы, нашли понимание в Администрации Президента.