Нововведения России не грозят.

Пять лет назад Россию потрясали восторженные речи во всех СМИ руководителей страны и высоких чиновников о технопарках. Ведь для чиновников появлялась классная возможность очередного получения бюджетных средств, с соответствующей привычной перспективой их «распиливания». Даже архангельские власти хотели покататься на этом коньке. 19 августа 2005 г. экс-губернатор Киселев Н.Н. издал указ о создании в области технопарка и обязал сделать это департамент промышленности. Зимой 2006 г. в ТВ СМИ бывшим главой МинЭкономРазвития Г.Грефом Архангельский вариант проекта создания был признан самым бездарным в России. Согласно озвученным в 2009 г. на открытии Ломоносовских чтений в г. Северодвинске данным, в Архангельской области порядка 200 академиков и докторов наук. Но население области не знает «своих героев», т. е. нет никаких известий хотя бы об одном потребно-полезном для населения продукте, полученном данным составом ученых. Славу ученые любят и если бы был товарный, полезный продукт о нем было бы заявлено не раз. А этих заявлений нет. Полезных для общества товарных продуктов, удовлетворяющих потребности его, тоже нет. Спрос на такой «ансамбль» ученых в составе технопарка нулевой. Такой технопарк может существовать-кормиться только за счет бюджета. Власть не любит, когда ее учат, но нельзя по указу-приказу заставлять козу нести яйца, а вишню колоситься. Технопарк это не просто собрание технически грамотных и даже талантливых людей (были попытки чиновников приподнести для этого потенциал «Севмаш»а, «Звездочки», «Северного рейда» и т. п.). Технопарк может самостоятельно и неискусственно существовать только в одном случае, если вся его сущность (цели, задачи, деятельность, прежде всего продукт труда) будет направлена на удовлетворение потребностей людей. А технически грамотные люди и решения удовлетворения потребностей это всего лишь средство. На Руси, в России, в СССР и вновь в России люди сами были средством, и никто не думал об удовлетворении их потребностей (разве только крайних). И поэтому власть делает, как она умеет это делать – начинает не с цели, а со средства. Не с потребностей людей, а с их возможностей, а также со своей собственной возможностью. В итоге в России нет технопарков без постоянного внешнего финансирования, т. е. самоокупаемых.
Новая приливная волна из нанотехнологий и инноваций вселила в души чиновников новые надежды на финансовые ресурсы и их «освоение». Теперь у нас, что ни продукт или проект, то нано и естественно инновационный. Выучена новая терминология. А вот дома у населения старые и очень старые, а у молодых семей и этого нет. Канализации в городах, где они есть (ведь в селах их почти нет) прямоточная в реки (без очистных сооружений) и та, очень аварийная, коммуникации промышленные и ЖКХ такие же. В Архангельской области не создано ни одного предприятия по переработке местного сырья, а большинство промышленных предприятий просто «кончились». В основном в области работают предприятия торговли, услуг и промышленные на госзаказе и то федеральном. Это все. Почему так, да потому, что и власть и само все общество видят в людях, в друг друге, только средство удовлетворения собственных благ. У жителей бывшего СССР не развито, а часто просто отсутствует понимание удовлетворение благ конкретного человека и общества в целом. За все советские времена мы не построили ни одного дома, в котором бы при въезде новоселы не делали ремонт и все форточки закрывались без перекосов, мы не произвели ни одного автомобиля, при покупке которого не надо было бы пару недель его «обтягивать» и не было ни одной улицы с хорошим асфальтом и качественными тротуарами без ям. Про дороги, как и про ненавязчивый сервис можно не напоминать. Если в России, что то и научились делать качественно, то мы это делаем просто потому, что нам иначе не заплатят за наш труд. Мы думаем на чем можно заработать и как заставить людей превратиться в наших покупателей, как заставить их купить наш товар и ли услуги (на этом, к стати строятся практически все программы учебных заведений по менеджменту или если просто то по управлению), а не о том, что нужно людям и как работая на удовлетворении их потребностей зарабатывать. Мы просто не тому учимся. А у нас технопарки отданы на откуп МинОбразования. Оно с ЕГЭ не может разобраться, не в состоянии определиться по какой шкале оценивать качество своей работы (пятибалльной, шестибальной, десятибалльной, стобальной и т. п.) и тем более каких профессий выпускать специалистов. Качество большинства этих специалистов ниже, чем в СССР (некачественные учебники, база старая, коррупция, взятки и отсутствие связи с рынком труда). А им технопарки в руки. Это как деньги в убыточные сельхоз предприятия, что бы и дальше продолжали просить. И разве МинОбразования заботят потребности людей и они в состоянии научить этому других? Всем понятно, что нет. Но инновационный флаг в их руках. Мы ведь еще не научились все своей сущностью чувствовать, что людям нужны не прекрасные дрели и сверла, им нужны отверстия, не прекрасные автомобили, а быстрое и комфортное перемещение и удовлетворение престижного тщеславия. Этот перечень может быть бесконечным. Так вот, в развитых странах, где если государство и участвует в создании технопарков и без фанфар использует инновации, потому что это естественное требование развития общества, а не чиновничий подвиг, то это участие всегда направлено на качественное удовлетворение потребностей людей. В наш век, где это с успехом уже умеют делать другие, иначе не получится. Российские государственные деятели инноваций боятся больше, чем библейский царь Ирод Великий появления Царя-Спасителя. Он тоже обещал поклониться Ему, а на самом деле стремился уничтожить Его. Инновации требуют нового понимания, создания новых предприятий и самое страшное для чиновников и властей передать управление этими предприятиями новым, компетентным в этих вопросах людям. А это, особенно последнее, ни за что! Финансисты в инновациях люди некомпетентные, но желают играть главные роли. Чиновники тоже. А у компетентных нет средств. Государство согласно помогать со средствами только крупным существующим предприятиям. Новое предприятие с самым лучшим проектом и бизнес-планом государство никогда кредитоваться не будет. Иностранный капитал, который пожелает участвовать в выгодном проекте, будет требовать государственных гарантий в виде ликвидных активов, а они есть только у крупных предприятий со своими традициями, но у руководства которых просто нет желания понимания (ведь и так оно живет хорошо). Крупный частный бизнес пока еще очень чванливый, для того, что бы освоить более двух страниц предложений. В итоге развитые страны в ближайшие десятилетия могут не беспокоиться по поводу конкуренции России на мировых рынках. Все, что нужно для удовлетворения нужд общества, все самое передовое, мы жители России будем покупать у них (жалко нельзя купить автодороги, у них они качественней и дешевле, глядишь налогов на их ремонт платить меньше нужно было бы). Сами будем продолжать оставаться страной – поставщиком промышленного сырья, дешевой рабочей силы, страной с успешной коррупцией и высоким самомнением, что мы самый талантливый народ. Терпение господа – иностранцы, мы скоро еще пару раз распадемся, за 2-3 дня и нас можно будет окончательно брать голыми руками – экономически. По другому не советуем. Человек, а тем более народ, которому нечего терять самый страшный. Потеряет кто-то другой. А экономический, это в наше время - самый эффективный способ завоевания. Мы почти готовы.

20 февраля 2010 г. Архангельск

Горбачев Юрий