Важнейшие проблемы вузовского образования

Добрый день, господин президент! К Вам обращается доцент Ирина Касаткина, педагог с сорокалетним стажет, прошедший путь от школьной учительницы до должности профессора. В СМИ появилось сообщение, что вузы с низким образовательным уровнем будут закрыты. Меня волнует, каким критерием при этом будут пользоваться. Считаю, что во главе угла при таком отборе должны стоять знания студентов. В прежние времена, обычно после зимней сессии, приезжала в вуз - внезапно! - министерская комиссия и устраивала проверку остаточных знаний. В ожидании такой проверки и студенты, и преподаватели относились к учебе значительно серьезнее, чем теперь. Сейчас проверяют что угодно: количество студентов, оснащенность лабораторий, наличие учебников, звание преподавателей, отчетность и т.п., - что тоже, конечно, важно. Но не это главное. Считаю архиважным проверять именно знания по изученным предметам. И никакие оправдания не принимать во внимание. Плохо учите - закрываем. Особенно необходимо делать это в вузах, обеспечивающих оборону страны, технический прогресс и здоровье народа. Иначе никакие нанотехнологии нам не светят, - все это из области фантастики. Для такой огромной страны нужна - срочно! - армия толковых инженеров, способных обеспечить развитие и внедрение современных технологий в производство. А где их взять? Надо срочно исправлять сложившееся положение.
Недавно в практику некоторых вузов введены интернет-экзамены. Говорят, под этот проект выделены немалые деньги. Идея, конечно, отличная. Но и здесь нужен строжайший контроль. Ведь кое-где, чтобы эти экзамены принародно не провалить, выделяют от каждой группы лучших студентов, и те сдают их за всех. А если таких студентов не хватает, то привлекают и самих преподавателей.
Считаю архиважным, чтобы в физико-математических и технических вузах вступительным экзаменом - обязательно!!! - была физика - фундамент всех инженерных дисциплин. Математика с информатикой для физики - лишь инструмент, отвертка. Ведь до чего дошло! Физический!!! факультет ЮФУ - прошлым летом физику на вступительных не принимал, мехмат, технологический факультет (бывший Таганрогский радиотехнический институт ) - тоже. Ростовский строительный университет тоже физику не принимает, раньше ее заменяли историей. Зачем студентам знать условия равновесия? А вот без знания дат сооружение рухнет. Железнодорожный институт (бывший РИИЖТ) тоже физику отменил - это же уму непостижимо! Поэтому в последних важнейших 10 и 11 классах будущие абитуриенты относятся к этому предмету, как ко второстепенному. Зачем физику учить? - ее же не сдавать! А потом им читают вузовский курс: тангенциальное ускорение, нормальное ускорение, а они не знают - поголовно! - что такое ускорение. В результате вместо знаний по физике у студентов в головах - огромная черная дыра, в которую неизбежно проваливаются все спецдисциплины. Считаю, что вступительные экзамены на бюджетные отделения вузов должно утверждать Министерство образования РФ, а не сами ректораты, выбирающие что полегче, чтобы не остаться без набора. И в вузы, обеспечивающие технический прогресс, вступительными экзаменами непременно должны быть физика, математика и информатика. Кроме, конечно, экзамена по русскому языку. Это вопрос национальной безопасности.
Господин президент, если до Вас дойдет мое письмо, пожалуйста, примите его во внимание. И не дайте недоброжелателям ЕГЭ отменить этот экзамен. Коррупция начинается именно в системе образования, и искоренять ее надо прежде всего здесь.
С уважением, Ирина Касаткина, доцент.