ПРИЛИВНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРИЛИВНОЙ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В МЕЗЕНСКОМ ЗАЛИВЕ

Существующий проект приливной гидроэлектростанции предусматривал строительство в Мезенском заливе многокилометровой дамбы (более 40 км). Строительство этой дамбы в настоящее время ни одна Российская компания выполнить не в состоянии. Да и потребителей на данную энергетику найти проблематично. В то же время электростанция не менее 6 часов в сутки просто не могла бы вырабатывать электроэнергию из-за отсутствия приливных волн (народное название «маниха»). В связи с этим проектные работы финансируются без всякого энтузиазма и фактически отсутствует решение, в каком виде будет это дорогостоящее сооружение, работающее на дешевой энергии приливных волн.
Группой разработчиков предлагается принципиально новое конструктивное решение данных проблем с применением абсолютно новых технологических приемов строительства подобных объектов.
В место строительства многокилометровой дамбы с блоками гидрогенераторов в акватории залива, предлагается прорыть ряд каналов на берегу устья р. Мезень в зоне малопроходимых и непроходимых болот. Гидроэлектрогенераторы устанавливаются в береговых сооружениях данных каналов. Через систему шлюзовых сооружений, соединяющую каналы с море и систему подкачки воды возможно достижение уровня зеркала воды в каналах до рабочих 30 метров над уровнем моря. Многокилометровая конструкция береговых сооружений позволяет легко и сравнительно с традиционными технологиями строительства гидроэлектростанций очень дешево, вдоль всего периметра, установить необходимое количество генераторов. Конструктивная особенность береговых сооружений позволяет рабочий уровень зеркала каналов держать практически на одном значении. Т. е. режим работы сооружения остается постоянным на протяжении всех суток и всего года без изменений.
Согласно данным геологических разведок еще Советских времен, строительство данного объекта будет осуществляться через самые крупные залежи торфа в Архангельской области. Если рассматривать создание каналов и береговых сооружений, не традиционным строительным и бездарным подходом, а экономическим (хозяйственным), то значительная часть вынутого грунта составляет залежи торфа и сапропеля, очень ценных и многофункциональных видов сырья. По предварительным данным, переработка этих видов сырья (вынутого грунта) в товарный продукт практически способна окупить постройку всего объекта. Изъятие грунта необходимо производить земснарядами, приспособленными под конкретный вид грунта (торф, сапропель песок). При этом практически отпадает необходимость перевозки грунта грузовой автотехникой. Традиционный метод строительства предполагает огромные автоперевозки грунта и большие дополнительные затраты на его утилизацию. Ведь для «традиционных» строителей торф и сапропель - просто никчемная грязь. Поэтому доверять им подобное строительство категорически нельзя, также как нельзя передавать проектирование данных объектов «чистым» гидротехникам.
Данные технологии и конструктивные решения являются наиболее щадящими для экологии региона по сравнению традиционной дамбовой системой. Также комплексное строительство каналов и всей системы в целом, с одновременной переработкой торфа и сапропеля, будут являться самым экологичным методом разработки карьеров и последующим его обустройством. Ведь тело бывшего карьера превратится в каналы и береговые сооружения комплексной производственной системы. Здесь опять будет существенное снижение затрат, т. к. пропадает необходимость экологического «восстановления» бывшего карьера в приемлемый вид. Хотя кто и когда это делал и делает в России, но деньги берут за это.
Конструкции энергоблоков предполагается собирать на технологических площадках, типа «Севмаш» г. Северодвинск, что в свою очередь обеспечит очень качественное изготовление, загрузку квалифицированной рабочей силы на действующих производствах и исключит необходимость ее отвлечения на новые производственные площадки. Доставка готовых энергоблоков должна осуществляться рекой-морем, либо чисто морем.
Переработка на месте только торфа и сапропеля в товарный продукт будет давать в год не менее 1-3 и даже 5 млн. тонн грузов, который необходимо доставлять потребителям. Современной развитой транспортной инфраструктуры в Архангельской области нет. Существующая транспортная инфраструктура рассчитана на скудное освоение этого региона. Об этом ясно говорит одноколейные ЖД пути области и даже самый главный из них, Саввы Мамонтова «Москва – Архангельск». То что эти транспортные магистрали не развиваются более 100 лет и то, что федеральный газопровод не спешит даже в областной центр, показывает, что ни у федеральной власти и тем более областной нет и в ближайшее время не будет четких и ясных планов, как развивать данный регион. На данном фоне становится самой благоприятной, дешевой, конкурентноспособной и быстроисполнимой система создания современного морского порта.
Самое приятное, что используя те же самые технологии создания каналов, но лишь изменяя конструкцию береговых сооружений получается современный морской порт способный принимать суда с осадкой до 20 метров. Необходимо только оснастить его необходимой крановой и прочей техникой. Следует отметить, что при подготовке береговой линии, создание в ее теле подземных хранилищ различного назначения и подземных производственных цехов обойдется дешевле, чем «замывание» данных объемов добываемым грунтом – песком. Авторы данных разработок нашли возможность выполнить эти задачи. Т. е. порт образуется в результате обустройства территории бывшего тела карьера, под каналы для приливной электростанции. Длина стенки такого порта может достигать десятков километров. Порт будет штормобезопасен.
Производственные мощности местной переработки торфа, сапропеля, песка (под высококачественный цемент марки 600 и выше), добычи поваренной и морской соли, переработки морской ракуши, морской порт и системы местного ЖКХ уже сами будут являться местными, крупными потребителями тепловой и электроэнергии. Все основные морские грузы будут производиться на месте. Необходимости ЖД и качественной по современным меркам автотрассы с другими районами и регионами на первых этапах не требуются. Зато будет морская транспортная связь со всем миром. Данный «медвежий угол» сможет сам саморазвиваться по экономическим законам, а не по прихоти и воле какого ни будь очередного правителя (что вряд ли) и огромных дотаций (что тоже вряд ли возможно). Несомненно, что ни один порт России, да и других стран не сможет конкурировать с подобным по себестоимости переработки грузов. Но «чистым» транспортникам доверять проектирование данных сооружений нельзя по той же причине, что и традиционным строителям.
Минимальная мощность одного модуля-энергоблока 1500 кВт.
Минимальная мощность, снимаемая с 1 км береговой линии 4 500 кВт.
Минимальная длина береговой линии каналов сооружения 70 км.
Минимальная мощность приливной электростанции 315 000 кВт

Данные расчеты приведены для существующих гидротурбин (что бы авторов не обвинили в том, что их расчеты для несуществующего или непроверенного оборудования) и для уровня перепада воды всего 7 метров (максимальный уровень существующего проекта). Естественно реальная мощность предлагаемой данным описанием приливной гидроэлектростанции может быть больше в разы и даже в десятки раз. Но приведение подобных расчетов выходит за рамки краткого описания.
Авторами данных разработок получены ряд неофициальных одобрений от части разработчиков существующего проекта приливной гидроэлектростанции и т. к. этот проект продолжает финансироваться, то авторы вынуждены не указывать этих лиц. К сожалению данные лица очень далеки от вопросов переработки торфа, сапропеля, песка, морской ракуши, добычи соли и их не интересует создание портовой инфраструктуры. Они - гидроэнергетики и строители гидросооружений. Но даже в этом случае они вынуждены признать эффективность предлагаемой в данном описании системы (они были ознакомлены с более подробными расчетами, чертежами и т. п., им было предоставлено больше данных, чем это описано в данном кратком описании) .
Подробное описание технологий, схем технических решений, расчеты и табличные данные выходят за рамки краткого описания и в данном случае не приводятся.

01 сентября 2009 г. г. Северодвинск, г. Архангельск

 

Комментарии

ОТЛИЧНО! Вот кому (и ему

ОТЛИЧНО! Вот кому (и ему подобным) необходимо доверить возрождение РОССИИ!

Ну что Вы уважаемый, мне за

Ну что Вы уважаемый, мне за размещение этой же информации на одном из сайтов настойчиво пытались показать, что мне не место на нем. Может уже удалили с него. Не провериял. Тут всего лишь сайт, а ВЫ возрождение. Хотя, спосибо, приятно! Горбачев Юрий.